Оригинальность
некомпетентности» Многие
увязывают творчество с
оригинальностью. Полезна
ли оригинальность в
рекламе? Если под
оригинальностью понимать
уникальность содержания
рекламы, уникальность ее
заголовка и уникальность
ее предложения, то тысячу
раз ДА. Такая
оригинальность — это
необходимое условие
успеха рекламы. Но, к
сожалению, под
оригинальностью в рекламе
обычно понимают новые
технические трюки, часто
совершенно не связанные с
товаром. Полезны ли новые
формальные приемы в
рекламе? Не более, чем
везде. Если для того, чтобы
данная реклама лучше
продавала, потребуется
новый, тщательно
выверенный графический
или иной ход, это решение
будет полезным и
творческим. Но, как считает
великий Бетховен: — Новое
и оригинальное родится
само собой, без того, чтобы
творец об этом думал.
Почему великий
маэстро так сказал?
Наверное, потому что и в
его время была толпа
псевдооригиналов. Иногда
оригинальностью может
быть... консерватизм. Philip
Morris с 1947 года не отступают
от своего знаменитого
ковбойского мотива в
рекламе Marlboro. При этом их
суетливые коллеги из
других компаний «творчески»
меняют все каждый год.
Говоря об этих горе-оригиналах,
Лео Бернетт, кстати, один
из самых творческих людей
в рекламе, обычно
использовал высказывание
искусствоведа Бернарда
Беренсона — «оригинальность
некомпетентности». Я лично
согласен с агентством Ted
& Bates, которое считает: «Оригинальность
— наиболее опасное слово в
рекламе».
А вот, что
говорит об оригинальности
Боб Гарфилд, авторитетный
журналист в области
рекламы: «Оригинальность
— это грех. Да, в искусстве
она важна. Но — увы! — вы не
художники, вы бизнесмены. В
ваши функции не входит
исследование
неизведанного, вы должны
находить способ передать
сообщение заказчика
циничному и скептичному
потребителю. Кого волнует
оригинальность, кроме вас
самих?» Говоря «вас самих»,
Гарфилд имеет в виду
участников бесчисленных
конкурсов, похоже,
специально созданных для
того, чтобы воспитывать
шарлатанов в рекламе. Вот
что он говорит об одном из
них: «Канны — это
замечательное место. Все
очень нарядно и празднично,
единственная проблема —
реклама тошнотворна. Из 7000
представленных работ
невозможно смотреть 6925.
Что мы видим? Нарочитые
видеоэффекты, навязчивый
режиссерский подход, секс
и вульгарщину, несмешные,
неподходящие и ворованные
шутки. Практики рекламы в
Каннах успеха не имеют. Это
ужасно».
Я бы добавил к
сказанному, что львиная
доля представляемых на
фестивалях картинок и
видео-трюков (их важно
называют «работами»)
рекламой, строго говоря, не
является. Так о чем же
говорят «липовые
кабинетные награды» (Джерри
Делла Фемина), которые вам
с гордостью покажут в
некоторых агентствах? О
том, что эти ребята на
деньги своих клиентов
соорудили что-то, что
ПОНРАВИЛОСЬ таким же, как
они, ищущим признания. Не
более и не менее. А
продаваемость и прочие
выгоды? — Такая проза «оригиналов»
не волнует. Одному
американскому банку
оригиналы за какие-то
жалкие 36 лимонов баксов
соорудили «улетный» ролик:
размытое апокалиптическое
зрелище: небоскребы,
выстроенные из долларовых
банкнот, чудовищные
механизмы из долларов, и на
их фоне — жалкие фигурки
человечков — Ва-аще, в
натуре! Такое надо прямо в
Канны! Мелочи жизни: до
этого акции банка стоили
$70, а после — $30. Кто
следующий? Не толпитесь,
господа! Креатив
и креАтинизм Копирайтер Эд
Кокс: «Нет креативных или
некреативных копирайтеров;
есть только хорошие и
плохие "делатели";
реклам (ad-makers);. Что? —
Отменить «креатив»!?
С этим вряд ли согласится
рекламная богема и
околорекламная пишущая
братия. Ну, куды же ей без «креатива»!
За этим словцом можно
скрыться и уютно
существовать в рекламе
годами, транжиря деньги
рекламодателя (благо этот
лох в рекламе ни бум-бум);
надувая щеки на «креативных»
тусовках и пописывая «креативные»
статьи. Долго пытался я
найти хоть сколько-нибудь
вразумительное
определение туманному
термину « креатив », и,
наконец — о счастье! — мои
поиски увенчались успехом.
В незабвенном
произведении двух наших
зубров рекламы А. Зыбкина и
В. Полукарова «Параллельный
мир: реклама и право» я
натолкнулся на
долгожданное определение:
«Дырка в рекламных
щитах Clifford вместо
автомобиля и надпись «Угнали?»
— это и есть креатив».
Наконец-то все стало ясно!
Это «дырочное»
определение надо широко
пропагандировать. В статье
одного юного
околорекламного существа
читаем: «Креатив —
явление относительно
новое, и старое, как мир.
В той или иной форме его
использовали Лев Толстой,
Рембрандт и Фрейд». (Хорошая
компания, однако — А.Р.)
И еще: «Одним из
способов борьбы за
покупателя стал креатив...
Чем больше «реальной»
информации о товаре
содержит реклама, тем
менее она «креативна»».
Вот так-с! Сотрудники
одного журнала придумали
словечко «криВАтив». Мне
кажется, здесь лучше
подойдет другое название
— «креАтинизм».
Еще немного о
мышлении — Можно ли
разбить мышление на
компоненты? Можно ли с
аптекарской точностью
сказать — в принятии
данного решения есть 50%
здравого смысла, 5%
предыдущего опыта, 15%
образования, 3% воображения,
3% интуиции? — Вряд ли. При
этом все перечисленное —
это очень расплывчатые
понятия. Не претендуя на
научную строгость, я все же
попытаюсь их рассмотреть в
контексте маркетинга и
рекламы.
что, если
заменить загрузчик (ntldr) у
Windows 2000 SP3 на XP-шный, то
система будет грузиться в
два раза быстрее
что,
если вы щелкаете правой
кнопкой на ярлыке, в
появившемся меню вы можете
наблюдать пункт
"Отправить".
В С:\ - - -/sendto лежат ярлыки,
куда дальше
>